Выводы населения

Выводы населения
Автор:

Не приходится сомневаться в том, что мотивы жить для себя или утверждать реально существуют в сознании японского рабочего класса, так же как и в том, что в сознании отдельных людей они нередко переплетаются друг с другом. Однако ни признание трудностей, сопряженных с борьбой за изменение существующего строя, ни даже иногда вытекающие отсюда разочарование и стремление жить своими личными интересами вовсе не равнозначны одобрению этого строя, выводу о его справедливости, об отсутствии в нем коренной противоположности интересов правящего класса и трудящихся. Можно привести немало социологических данных в подтверждение этому.

Так, на вопрос: Можете ли Вы путем голосования на выборах способствовать отражению Ваших взглядов в политике? — 74% опрошенных японских рабочих крупных предприятий ответили отрицательно, причем количество негативных ответов резко возросло по сравнению с данными десятилетней давности. В то же время более 80% считали, что для улучшения их жизни помимо собственных усилий необходимо улучшение политики.

Другие исследования (построенные на общенациональной выборке и, следовательно, отражающие сдвиги в сознании населения Японии в целом) установили, что если в 1953 г. утверждение о том, что простым людям следует оставить политику политикам, безоговорочно отвергли лишь 38%) опрошенных, то 20 лет спустя их число возросло до 51%, в то время как доля согласившихся с таким мнением, напротив, упала почти вдвое — с 43 до 23%. Большинство японских трудящихся не питают ныне никаких иллюзий относительно того, где расположены реальные центры власти в стране. На вопрос о том, кто управляет Японией, 50,5% рабочих ответили: Крупные предприятия и финансовые круги.
Наконец, даже если говорить не о той подавляющей массе населения, которую многие буржуазные пропагандисты пытаются зачислить в средний класс, а только о реальных средних слоях, то и в этом случае сам по себе факт увеличения этой группы населения еще отнюдь не свидетельствует о расширении социальной опоры консерваторов.

share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *